Как правильно научить малыша жевать?

Содержание

Как научить ребенка жевать пищу

Как правильно научить малыша жевать?

» Как научить ребенка » Как научить ребенка жевать пищу

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу.

По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам.

Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс.

Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни.

Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов, игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу.

Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых.

Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером.

Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье.

Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу.

Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки.

При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили.

Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию.

Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса.

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития.

Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище.

Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек.

Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками.

Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами. Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию.

Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус. Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Некоторые дети проявляют интерес к «взрослой» пище вместе с интересом к столовым приборам.

Вооружите малыша детской вилкой, чтобы он пытался самостоятельно доставить привлекательный кусочек в рот и прожевать.

Кроме этого, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать посуду длы малыша, по ссылке http://vskormi.ru/children/detskaya-posuda-kak-vibrat-i-uhajivat/.

Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик.

Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду.

Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

vskormi.ru

Родители, переводя малыша на «взрослую» еду, испытывают затруднения. После жидкообразных смесей и пюре тяжело уговорить свое чадо жевать, потому как он продолжает глотать пищу целиком.

В какой период малыш начинает жевать?

Под жеванием понимают формирование и развитие жевательных навыков. Малыш должен уметь формировать в полости рта комок из еды и сознательно его глотать, т. е. проталкивать дальше по пищеварительному тракту.

Желательно, чтобы малыш научился жевать в полгода, то есть чем раньше, тем лучше.

В этот период у него чешутся десны, и если дать ему сушку, баранку, он будет чесать ими десны, заодно учиться делать жевательные движения во рту.

Этот момент не стоит упускать, иначе с появлением первых передних зубов малышу пережевывать уже труднее.

В год, имея передние пары зубов, малыш будет снова пробовать жевать, совмещая это с сосанием и глотанием. И если здесь снова упустить момент, то он так и будет глотать еду, не утруждая себя пережевыванием.

К двум годам ребенок должен уметь нормально жевать твердую пищу, это помогает правильному развитию зубов, челюсти, жевательных мышц, способствует слюноотделению, в противном случае пищеварение будет происходить с нарушениями.

Как научить ребенка жевать?

Задача мамочки – вовремя поддержать развитие жевательного рефлекса и помочь освоить навык малышу. Если же он не хочет в этом возрасте употреблять твердую пищу, на то есть причины.

Причины отказа от жевания

Причин, по которым малыш отказывается есть твердую пищу, много, некоторые из них устранить легко, с другими же будет посложнее. Распространенные причины:

  • неправильное кормление – когда мамочка боится вводить твердую пищу, беспокоясь, что ребенок поперхнется. Постоянная пюреобразная еда становится первопричиной отказа от жевания;
  • не успели сформироваться жевательные навыки – в 6 месяцев малыш не успел научиться грызть сушки и баранки, в год рацион еды не поменялся, твердая пища не вводилась;
  • банальная лень – некоторые дети ленятся пережевывать и просят заменить им твердый кусок на мягкий;
  • подвижность малыша – ребенок гиперактивный, ему попросту некогда уделять время жеванию, он постоянно крутится, не сидит на месте.

Как научить ребенка жевательному рефлексу?

Как научить ребенка жевать, этим вопросом задается почти каждая мамочка. Ничего невозможного нет, главное, запастись терпением и учить малыша жевательным рефлексам.

Специальной методики обучения жевательному процессу нет, надо вовремя создавать условия, при которых ребенок сам будет вырабатывать жевательный рефлекс, развивать дальше этот навык.

Как правило, детки рано начинают самостоятельно жевать твердую еду, но есть и такие, кто после 10 месяцев едят все измельченное и перетертое, что само соскальзывает в рот и его надо только проглотить.

Несколько несложных советов помогут вам научить ребенка нормально жевать пищу.

  1. Можно своим примером показывать малышу, как надо работать жевательными мышцами, показывать можно играя. Попросить его размять еду вилкой, самому положить ее в рот. Главное – заинтересовать его процессом.
  2. Побалуйте малыша зефиром или мармеладом, их как раз надо хорошенько жевать, подойдут сушки, баранки, мягкие фрукты.
  3. Перестать измельчать еду, давать только твердые куски небольшого размера.
  4. Можно перекусывать с ребенком в общественных местах – в парке на прогулке или кафе. Отсутствие другой еды, присутствие других деток могут повлиять на формирование и развитие жевательного рефлекса.
  5. Сажать ребенка дома за стол, раскладывать ему кусочки овощей на тарелке, брать самому и есть при нем, при этом нахваливая еду. Маленький человечек любит подражать, его заинтересует яркая еда. Пусть берет ее сам и пробует жевать.
  6. Не стоит кричать, нервничать и раздражаться, если у ребенка не получается прожевать пищу сразу, в процессе еды он должен быть спокоен, ему надо объяснять спокойным, ровным тоном, не заставляя нервничать, иначе все старания будут напрасными.
  7. Не заставлять есть насильно, у ребенка попросту пропадет аппетит, а вы заработаете себе головную боль и плохое настроение. Обязательно хвалить малыша за правильное питание, и тогда он быстрее научится нормально жевать твердую пищу.

Главное – запастись терпением, тогда ребенок сдастся и уступит, а вы навсегда забудете, что такое измельченная и перетертая еда.

Источник: http://babysovet.ru/kak_nauchit_rebenka/kak_nauchit_rebenka_zhevat_picshu.html

Как научить ребенка жевать

Педиатры говорят: количество жалоб родителей на то, что их ребенок отказывается жевать твердую пищу, увеличилось. Но в большинстве случаев причина тому-лень, родительская и детская. Когда и как научить ребенка жевать и что делать, если момент упущен?

Пришла пора

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6-8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное.

Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком, правильно его прижимать к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4-5 месяцев, наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова.

— И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать.

Еще несколько лет назад ребенок до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился «жевать» деснами.

Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2-3 передних зуба. Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают ребенку жевать деснами.

Вот так момент бывает упущен. Далее в норме в возрасте 7-12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, активно развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам.

Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально.

Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе, к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

Недоношенные дети: развитие, вес, причины преждевременных родов Наполеон и Суворов, Байрон и Шиллер, Руссо и Гете, Моцарт и Глинка, Ньютон, Менделеев и Дарвин… Как вы думаете, что объединяет этих людей — кроме того, что их имена известны всему человечеству? Откроем тайну: все эти люди родились раньше срока. Согласно статистике, около 15 миллионов малышей в…

Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Мамины помощники

БЛЕНДЕР незаменим, когда мама готовит пюре для детского прикорма сама. Измельчать с его помощью продукты действительно быстро и удобно, но есть риск затянуть с переходом к твердой пище.

Педиатры советуют отказываться от использования блендера постепенно: раз за разом уменьшайте степень помола, чтобы кроха не уловил резкую перемену в консистенции блюда и не закапризничал.

Если вы предчувствуете бурные детские протесты, сделайте вид, что он «сломался» или «потерялся».

НИБЛЕР — это приспособление, напоминающее методы наших бабушек, когда какой-нибудь продукт (яблоко или кусок сахара) заворачивался в марлю и ребенок без опасности для жизни мог подолгу мусолить его во рту. Ниблер способствует ощущению вкуса продукта, активизирует слюноотделение и тренирует жевательные движения. Главное — следить за целостностью сеточки и тщательно промывать ее после использования.

Жевать или не жевать?

Умение жевать твердую пищу ребенку совершенно необходимо:
для крепких зубов
Неумение и нежелание малыша прожевывать твердые кусочки пищи ведет к нарушению формирования прикуса, а впоследствии — и овала лица. Молочные зубы не испытывают достаточной нагрузки и могут преждевременно выпадать.

для нормальной работы ЖКТ
Употребление продуктов преимущественно в пюреобразном состоянии негативно сказывается на желудочно-кишечном тракте: провоцирует появление аллергий, вздутий, запоров.

Так как пища, которую необходимо просто проглотить, плохо смешивается со слюной, у малыша слабо вырабатываются пищеварительные ферменты. Желудочно-кишечный тракт ребенка становится «ленивым», получая лишь нежную пищу, которая ему уже не по возрасту.

В итоге проблемы нарастают как снежный ком: неразвитость ферментного аппарата, повышенная чувствительность кишечника.

для четкой артикуляции
«Неумение жевать не является непосредственной причиной задержки речи или ее отсутствия, — говорит логопед Тамара Новикова.

— Вместе с тем это показатель негативных изменений в артикуляционном тонусе.

Вполне вероятно, что ребенку будет неудобно, некомфортно проговаривать какие-то звуки, ведь для этого тоже нужно прилагать усилия».

для нормального психического развития
«До 1,5 года мы ели только протертую пищу, так как кусочками давились. Совершенно не напрягало: 15 секунд в блендере — и готово.

Если честно, мне так даже удобнее было, потому что накормить было быстрее и легче. Вот только сейчас отказывается мясо кушать» — подобную историю можно встретить на любом родительском форуме.

Многие мамы жалеют своих малышей (и себя), давая им протертую пищу. Но возраст 1-2 года — довольно опасный с точки зрения манипулирования ребенка родительским мнением.

Приложите все усилия к тому, чтобы карапуз не смог шантажировать вас своим нежеланием жевать и глотать твердые кусочки, ведь в будущем это может обернуться куда большими проблемами.

Не хочу и не буду!

Ситуации, когда кроха отказывается жевать, случаются довольно часто. Почему это происходит?Слишком раннее или резкое изменение консистенции пищи.

Не стоит сразу переходить от однородного пюре к пище кусочками: сначала малыш может просто не понять, что она тоже съедобна, а отсутствие «нормальной», с его точки зрения, еды заставит его нервничать.

Закономерный итого этого — потоки слез и плотно сжатый ротик. Не переживайте! У каждого малыша свой темп развития, сроки созревания систем организма.

Если же вы ввели твердый прикорм по всем правилам, а кроха упорно отказывается от «твердых» продуктов, проконсультируйтесь у специалистов (обратитесь к педиатру, гастроэнтерологу, неврологу).

Нарушения артикуляционного тонуса. «Условия, в которых женщина сегодня вынашивает и рожает ребенка, далеко не идеальны, — объясняет логопед Тамара Новикова.

— Большой процент будущих мам до последнего работает, подвергая себя стрессам и гипоксии, водит машину, не всегда отказывается от вредных привычек — все это влияет на развитие плода, и уже внутриутробно формируется ослабленный младенец.

Плюс частые проблемы в родах, и у ребенка возникает дизартрия (нарушения тонуса мышц речевого аппарата). Что получаем в дальнейшем? Язык, который не может переворачивать пищу во рту, плохую работу мышц, которые сжимают, поднимают и опускают челюсть, и — нежелание жевать.

Медвежью услугу крохе оказывают и те родители, которые слишком рано отказываются от грудного вскармливания. Чтобы добыть молочко из маминой груди, малышу нужно потрудиться — поработать мышцами. С обычной бутылочкой артикуляционный тонус наработать гораздо сложнее.

Тем не менее все эти трудности преодолимы».

Физиологические проблемы

Малыш может отказываться от жевания и в том случае, если ему трудно глотать.
Попытки справиться с твердой пищей могут вызывать у него кашель и даже рвотные позывы.

Нарушения глотания могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или другими заболеваниями: например, тонзиллитом, фарингитом, стоматитом, воспалениями и полости рта, и гортани.

«Возможные проблемы, которые могут помешать качественному жеванию, обязательно обнаружатся при диспансеризации ребенка, — успокаивает педиатр Юлия Рахимбекова. — Не пренебрегайте диспансерными приемами врачей.

До года ребенок два раза должен побывать у стоматолога, 4 раза — у невролога, 3 раза — у хирурга.

Если потребуется (например, есть подозрение на короткую уздечку языка), малыша могут направить на консультацию к челюстно-лицевому хирургу».

Учимся жевать

Специальной методики обучения жеванию нет, ведь все должно идти своим чередом. Однако с помощью наших советов вы поможете малышу быстрее овладеть этим навыком.Организуйте место.

Заранее подумайте, где кроха будет чувствовать себя максимально комфортно: в стульчике для кормления или на ваших коленях.

Выберите момент.

Важно, чтобы ребенок не был слишком голоден — иначе он будет нервничать и ваши усилия пойдут насмарку, но в то же время хотел есть.

Подготовьте столовые приборы. Используйте для кормления легкую пластмассовую ложку с закругленной ручкой — потом кроха сможет орудовать ею самостоятельно.

Продумайте рацион, «обычно мы советуем мамам предлагать деткам кусочки яблока или мягкого печенья, которые они будут кусать и таким образом учиться жевать.

Любознательный малыш обязательно согласится попробовать новый продукт на вкус, а заодно поймет, зачем ему необходимы его зубки, и потренирует жевательные движения, — говорит Юлия Рахимбекова.

– Подойдет любое блюдо, которое вы считаете уместным в данный момент, учитывая, часть ли это ужина, перекус между приемами пищи или десерт после сытного обеда». Покупая баночное пюре, обращайте внимание на маркировку на этикетке: среди баночек, рекомендованных для возраста в 8-10 месяцев, вы точно найдете те, на которых значится «кусочки, которые учат жевать».

Не торопитесь. Начинайте кормить маленькими порциями. Если малыш отказывается от нового прикорма, не настаивайте.

Консистенцию предлагаемых блюд с течением времени делайте гуще — благодаря этому развивается потребность работать челюстями и языком.

Если блюдо получилось слишком густым, добавьте немного воды или молока.

Пользуйтесь его любознательностью. В 4-7 месяцев ребенок будет с упорством мусолить во рту и пытаться жевать то, что вы ему дадите. Ваша задача — проследить, чтобы это было безопасно.

Главное, не допускать резких переходов в рационе: не стоит давать морковь, если до этого кроха ел только перемолотые каши и пюре.
Не отвлекайте.

Дайте малышу сосредоточиться на процессе поглощения пищи, тогда действия рук, языка и губ будут максимально скоординированы.

Неприятность эту мы пережуем

«Если родители затянули с переходом ребенка на твердую пищу, как правило, начинаются проблемы, — говорит Юлия Рахимбекова.

— Даже у двухлетнего малыша пищевое поведение уже сформировано, научить его жевать да и просто заставить взять в рот что-то непривычное становится очень трудно.

Главный совет в таком случае — не торопиться, не давить и ни в коем случае не морить голодом (мол, ничего, проголодается — съест). Переход от протертой еды к «кусочкам» должен быть постепенным.

Привлекайте ребенка к приготовлению еды, совместно измельчайте продукт, сначала в блендере, с помощью мясорубки или терки, чуть позже — вилкой. Помните, что дети очень любят подражать, поэтому обязательно практикуйте «совместное столование», где вы сообща с огромным удовольствием будете жевать еду».

Что еще может помочь вам научить кроху весело и с аппетитом жевать?

1) Раскладывайте на тарелке «радугу», складывайте «домики», «рисуйте» зверей из ломтиков отварной моркови, фасоли, брокколи и цветной капусты, свежих огурцов и помидоров.

Если поначалу жевать у малыша будет получаться не очень хорошо, просто докормите его привычным протертым питанием.

Попробуйте нарезать кусочками те продукты, которые ему больше всего по вкусу.

2) Добавляйте в каши и пюре мелкие-мелкие кусочки мягких фруктов (например, груши), вареных овощей, ягоды (малину). Постепенно увеличивайте размер и количество кусочков в блюде.

3) Играйте. Возьмите кусочек вареной моркови и изобразите зайчика: «Как заяц кушает морковку? Вот так! А ты можешь?»

4) Приглашайте гостей, а также питайтесь вне дома — практикуйте ситуации, когда возможности измельчить пищу просто не будет.

5) Обратитесь к логопеду: он покажет, как проводить речевую гимнастику и логопедический массаж. Такой массаж (5-7 минут занятий в день) скорректирует изменения тонуса и поможет в тренировке мышц артикуляционного аппарата.

Источник: http://forsmallbaby.ru/kak-nauchit-rebenka-zhevat/

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Когда и как научить ребенка жевать? До года малыш уже должен сам проявлять интерес к твердой пище, интересоваться тем, что едят взрослых.

Ему должно быть интересно самому работать ложкой и есть из своей тарелки.

А что делать, если этого не происходит и ребенок не жует кусочки твердой пищи?

Когда начинать?

Считается, что ребенок готов попробовать пищу не измельченную в кашу или пюре в возрасте 5-8 месяцев.

Жевать пищу — одно из главных достижений ребенка, но оно в меньшей степени зависит от возраста. Отправной точкой считается интерес ребенка к взрослой пище.

Маленькие жесткие кусочки развивают навык правильно прижимать язык к небу, работы челюстью.

Если в 4-5 месяцев ребенок питается только жидкой пищей (сосет грудь матери или питается молоком из бутылочки), то позже жевательный рефлекс простимулировать будет очень сложно.

В этом возрасте кусочки пищи перестают вызывать у ребенка рвоту. Перед тем, как научить ребенка жевать, правильно будет давать ребенку кусочек сушки или куриную косточку, чтобы он мог жевать деснами.

В некоторых случаях родители дают малышу твердую пищу после того, как впереди прорезалась пара зубов. Это неправильно. Новые зубы нужны для откусывания и мешают малышу жевать твердые кусочки деснами.

Далее, начиная с 8 месяцев, ребенок пытается сам откусывать пищу верхними резцами и старается перемещать ее языком в глубину рта. Можно давать малышу нарезанные кусочками фрукты, нетвердые овощи, каши.

Если придерживаться нормы, то в 2 года ребенок полностью отработает жевательный рефлекс, будет активно двигать челюстью и не испытывать проблем с твердой пищей. Это возможно, если родители не будут лениться. Важно не пропустить правильный момент, когда следует переходить от молока к грубой пище.

Конечно, обучать следует постепенно, тогда к году малыш сам начнет кушать из тарелки ложкой.

Сопутствующие средства

Кухонный комбайн — хороший помощник на кухне. С его помощью очень удобно приготовить детские пюре, каши и паштеты для первого прикорма.

Но слишком измельченная пища мешает определиться с моментом, когда же нужно вводить в рацион твердую пищу. Есть действенный способ: нужно отказываться от каши и пюре постепенно.

При каждом следующем кормлении следует регулировать степень измельчения продуктов, чтобы ребенок медленно привыкал к новым блюдам. В противном случае малыш может начать капризничать и отказаться от еды.

Маме можно сделать следующую хитрость: сказать ребенку, что комбайн пришел в негодность или спрятать его с поля зрения.

Один из способов научить ребенка жевать твердую пищу — дать ему ниблер. Это приспособление, изготовленное из пластмассовой ручки и нейлоновой сеточки. Убирая кольцо-держатель, в сеточку можно положить продукт, который ребенок будет долго разжевывать деснами, тренируя жевательный рефлекс.

При этом он сможет почувствовать вкус пищи. Для ниблера используют специальную пищевую пластмассу, безопасную для малыша, а сеточка плетется из прочных нейлоновых нитей, которые не так просто разгрызть или разорвать. Это устройство нужно промывать каждый раз после употребления, убирая остатки пищи. Прибор можно мыть в стиральной машине или же дезинфицировать паром в стерилизаторе. Ниблер продается в аптеках. Его средняя розничная цена по России 450 рублей.

Умение жевать пищу

Нет никаких сомнений в том, что научить ребенка жевать и глотать пищу очень важно по ряду причин:

  1. Пережевывание пищи укрепляет десны и молочные зубы малыша. Также, жевательный рефлекс необходим для правильного прикуса, а недостаточная нагрузка на зубы может впоследствии сделать их ломкими и привести к заболеванию десен.
  2. Если продолжать кормить ребенка только размельченной пищей после 6 месяцев, то это негативно может сказаться на пищеварении малыша. Может появиться вздутие живота, тошнота, колики, запор, аллергическая реакции на продукт. Это объясняется тем, что ребенок заглатывает пищу, не смачивая ее слюной, а желудочные ферменты не справляются с повышенной нагрузкой. Пищеварительная система быстро привыкает к пюреобразной пище, потом перейти на взрослые продукты будет сложнее из-за плохой выработки ферментов и высокой чувствительности желудка.
  3. Логопеды советуют не затягивать и отрабатывать у малыша жевательный рефлекс в 6-7 месяцев еще и потому, что в противном случае могут появиться проблемы с речевым аппаратом. Человек произносит звуки и буквы при помощи манипуляций языком, губами, правильных движений челюстью. Отказ ребенка разговаривать или проговаривать некоторые звуки после 3 лет может быть вызван неумением ребенка правильно жевать пищу.
  4. Если не начинать после полугода кормить ребенка твердой пищей, то после он может отказаться ее принимать. Многие мамы идут на поводу у малышей и до 1,5 лет кормят их только размельченной в блендере пищей. Но взрослые должны понимать, что нежелание ребенка жевать твердые кусочки может привести к серьезным проблемам в будущем.

Серьезные протесты

Если малыш отказывается жевать и громко протестует, это может быть вызвано рядом причин, с которыми со временем родителям можно справиться:

  1. Маме стоит знать, что резкий переход от пюре к пище с твердыми комочками может испугать ребенка. Он не чувствует во рту знакомые ощущения и не понимает, что родители дают съедобный продукт. Переход следует сделать постепенный. Добавить твердые комочки в пюре, а потом постепенно уменьшать степень перемалывания еды для ребенка. Тогда он будет пережевывать кусочки тщательно, и переход станет для него незаметным.
  2. Истерики у детей могут быть следствием замедленного темпа развития. Не стоит переживать. Каждый малыш развивается по-своему. Если кормление твердой пищей оборачивается слезами и отказом ребенка от еды, то стоит повременить с началом прикорма. В период беременности на маму влияет ряд факторов, связанных с плохой экологией, стрессом, неправильным питанием, что может привести к задержки развития некоторых систем и органов у малыша. Если ребенок отказывается жевать и в более позднем возрасте (после двух лет), то следует получить консультацию педиатра, психолога, логопеда.
  3. Ранний отказ от грудного вскармливания также может стать причиной отказа от твердой пищи. Когда дети сосут молоко из бутылочки, то они не прикладывают столько усилий и хуже работают деснами. Со временем эти трудности проходят.
  4. Родителям следует знать, что причиной отказа от твердой пищей может быть боль при глотании. Если при кормлении появляется кашель или рвотные позывы, то стоит обратиться с этой проблемой к врачу. Возможны заболевания горла или желудочно-кишечного тракта.

Учим ребенка жевать

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Четкой методики обучения жевательному рефлексу не существует. Ребенок жует пищу тогда, когда ему это интересно. Развитие должно происходить своим чередом.

Можно обратить внимание на несколько рекомендаций, которые дают педиатры для урегулирования этого процесса:

  1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было максимально комфортно. Спокойствие — вот ключ к успешному обучению. Посадите ребенка в его любимый стульчик или же возьмите его на руки. Можно читать ему сказку, дать любимую игрушку или разговаривать с ним.
  2. Для кормления лучше использовать легкую детскую ложку с яркой расцветкой, чтобы малышу захотелось самому научиться ей пользоваться.
  3. Для прикорма выберите такой момент, когда ребенок не сильно голоден, но и не сыт. Сильное чувство голода заставит его нервничать, если он почувствует во рту пищу другой консистенции.
  4. Рацион нужно подбирать, исходя из предпочтений ребенка. Если ему по душе яблоко, банан, печенье, груша, то следует начинать с этих продуктов. Ему захочется самому откусить и прожевать любимый продукт.
  5. Начинать стоит с маленьких порций. Пусть это будет легкий перекус между завтраком и обедом, или же вкусный десерт на ужин. Не усердствуйте с кормлением ребенка. Не стоит принуждать его, если малыш отказывается и начинает плакать. Возможно, что нужно подождать, и тогда процесс кормления пройдет без истерик.

Здоровый ребенок любознателен и активен. Ему самому захочется попробовать из тарелки взрослых твердый продукт.

Но не стоит спешить! Если кроха питался только пюре и кашами, не надо давать ему кусочек твердой моркови или редиса.

Нестандартные способы

Родителям можно пойти на некоторые хитрости, чтобы избежать детских истерик. Педиатры рекомендуют выкладывать на тарелки узоры в виде животных, солнышка, домика, его любимых игрушек. Это завлечет малыша и ему захочется самому попробовать блюдо.

Небольшие кусочки сладких фруктов, ягоды можно добавить в кашу, йогурт, творожок, постепенно увеличивая размер частичек.

Можно кормить ребенка в гостях, где нет возможности измельчить еду, а рядом жуют твердую пищу его сверстники. Тогда ему самому станет интересно попробовать что-нибудь новенькое.

Годовалыми детьми легко управлять и отвлекать их внимание при помощи игр. Еще родителям советуют с 7 месяцев обратиться к логопеду, чтобы он показал речевую гимнастику для малыша в этом возрасте.

Такие занятия помогут развить артикуляцию и будут держать лицевые мышцы в тонусе.

Источник: http://okarapuzah.ru/malysh-rastet/kak-nauchit-rebenka-zhevat.html

Как научить ребенка жевать — советы логопеда

Как научить ребенка жевать — советы логопеда

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там.

Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится».

По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам.

Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г.

№ 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание.

При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты.

В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами.

То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба.

Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими.

Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию.

В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща.

Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам»

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался).

А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой.

Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу.

Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть.

Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна,учитель-логопед,

ГБОУ д/с №174, г.Москва

(6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/kak-nauchit-rebenka-zhevat-sovetyi-logopeda/.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть