Особенности развития ребенка от первого дня до года

Содержание

Ребенок в год: особенности развития — Летидор

Особенности развития ребенка от первого дня до года

  • Здоровье
  • 22 марта 2013 13:56
  • Виктория Виноградова

Годовалому малышу нужно осознать собственную нужность маме: зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки. Что стоит делать еще?

Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство.

Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.

Второй год приходится центром возрастного периода «от рождения до трёх лет» – периода «впитывающего сознания», того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта. В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую — не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться. Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.

Физическое развитие в год

Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение.

Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.

В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее.

Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности  своего тела и двигаться все больше и больше. «Просто не может сидеть на месте!» — часто восклицают родители, и это действительно так.

Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков.

Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.

Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы.

Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.

В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке.

Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс.

Также можно сооружать препятствия,  которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.

Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них.

Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы.

Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.

Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу.

Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир.

К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.

Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам.

Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола.

Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.

Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя.

Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись.

Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами.

Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку. Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.

Развитие моторики рук у детей от года до двух лет

Колосальные изменения происходят с руками ребенка. Предметы, которые он способен  захватывать, становятся все меньше и меньше. Самые маленькие крошки, найденные на полу, не ускользают от ловких пальчиков.

К полутора годам дети активно начинают манипулировать орудиями – ложки, зубные щётки, расчёски, ручки. Огромная страсть к подражанию вкупе с развитием ловкости рук делают свое дело.

И вот уже ближе к двум годам малыш поражает вас своими умениями собирать мозаику и нанизывать бусины на шнурок.

Активно происходит развитие пинцетного захвата – это способность брать предметы тремя пальцами руки – большим, указательным и средним.

От того, насколько хорошо пинцетный захват развит, настолько быстрее и правильнее ребенок начнет пользоваться пишущими предметами.

Чтобы помочь ребенку развить важное для него умение, следует периодически предлагать ему полезные упражнения – вкладывание бусин в бутылку с узким горлышком, отщипывание кусочков солёного теста или пластилина, перелистывание страниц, регулярно давайте ребенку возможность повозиться с сыпучими продуктами (гречкой, горохом, макаронами).

Новый этап взросления характеризуется еще и развитием способности снимать и надевать одежду. Координация рук улучшается, пальцы, как мы уже сказали, становятся сильнее.

И в возрасте от полутора лет большинство деток способны снимать с себя некоторую одежду – шапки, носки, штаны, обувь. И не забывайте, что они вполне способны складывать ее на место, важно только показать куда.

Ближе к двум годам многие дети сами надевают штаны, шапки, кофты.

Мы уже упомянули про желание ребенка выполнять некоторую домашнюю работу. Интерес к этому происходит не без участия развивающейся моторики рук.

Детям нравится пользоваться тряпкой – мочить и выжимать ее, протирать пыль или мыть пол, они обожают мыть посуду, а также помогают накрывать на  стол.

Психическое развитие

Две главные составляющие психического развития годовалых малышей – это желание подражать и желание исследовать все вокруг.

Разговаривать по телефону как мама, нажимать на кнопки клавиатуры как папа, чистить зубы и есть ложкой как взрослые – ни одно действие не останется без внимания малыша

Наступает тот возраст, когда ребенок уже вполне способен выражать свое настроение и не только плачем, но и другими эмоциями. Он может хитрить, грустить, удивляться – и все эти эмоции в полной мере отражаются на его лице.

Начинает формироваться характер – ребенок может демонстрировать настойчивость и недовольство. Особенно остро ребенок годовалого возраста реагирует на слово «нельзя».

Большое количество запретов заставляет ребенка думать, что все вокруг запрещено, тогда как его мозг жаждет исследований и говорит рукам «потрогай все, что только сможешь достать».

Разумнее всего сейчас убрать с глаз долой все опасные, хрупкие, дорогие предметы и сократить количество запретов до минимума. Это не значит, что ребенок вовсе не должен слышать слова «нет», но и злоупотреблять им не стоит.

Также следует не забывать о том, что в каждом запрете важно придерживаться последовательности – «если нет, то нет».

Период от года до двух лет характеризуется противоречием между зависимостью и независимостью.

Малыш осознает, что его возрастающие способности в движении дают ему много возможностей, например, уйти от мамы в другую комнату или далеко отойти от нее на улице, но при этом потребность быть рядом с мамой еще очень велика.

В связи с этим, ребенок буквально каждый день переживает бурные чувства, основанные на желании оторваться от мамы и стать более независимым, но и также огромное желание быть все время рядом с ней.

Нередко случаются в этом возрасте истерики и вспышки агрессии. И это не случайно. Весь день годовалого малыша наполнен огромным количеством эмоций, слишком быстрыми шагами движется его развитие.

В итоге перегружается нервная система, накапливается усталость, что и приводит к периодическим выплескам эмоций. В такие моменты важно находиться рядом с ребенком, жалеть и проговаривать его чувства.

Со временем родители начнут распознавать те моменты, которые могут привести к негативному выходу эмоций и научатся их избегать.

Ближе к двум годам у ребенка остро проявляется потребность все делать самостоятельно.

В полной мере расцвет периода «я сам» произойдет ближе к кризису трех лет, но уже и сейчас малыш готов проявлять инициативу.

  Главное, не препятствовать попыткам малыша сделать что-то самостоятельно, давайте ему больше простора для деятельности.

Преодолеваем кризисы

Следует также уделить должное внимание особым кризисным этапам развития ребенка на втором году жизни, которые еще называют «скачками роста».

Наиболее полная информация об этой теории представлена в книге «The wonder weeks». Русская версия книги носит название «Капризничает? Значит, развивается!».

Теория кризисов развития основана на том, что ребенок до двух лет овладевает новыми навыками не постепенно, а скачками. Обычно мамы характеризуют это так: долгое время ничего не происходит, а потом наступает день, когда ребенок резко вырастает, взрослеет и обретает новые умения.

Все происходит как будто по какому-то внутреннему звонку. И это лишь внешние проявления развития. Огромное количество изменений в ребенке происходит вне нашего видения.

Ребенок осознает себя в этом мире, осознает правила и границы, признает своих и посторонних, разбирается с категориями «мое-чужое».

В тот момент, когда приходит время для очередного навыка или этапа развития, ребенок начинает проявлять беспокойство, потому что чувствует какие-то внутренние изменения.

Обычно его беспокойство проявляется в беспричинном (как нам кажется) плаче, раздражительности, продолжительном нытье. Случаются необъяснимые перепады настроения – только что смеялся, а сейчас уже плачет.

Ребенок цепляется за маму, болезненно реагирует на ее отлучения, желает постоянно быть на руках. Часто дети в кризисные периоды плохо едят и спят, протестуют против переодеваний.

В возрасте от года до двух лет ребенок переживает три основных кризиса развития: 55, 64 и 75 недели. Каждый кризис определен неделей, на которую приходится пик кризисного поведения.

После чего, собственно и происходят изменения, а негативные проявления идут на спад. Т.е.

если кризис несет название 55-й недели, то изменения связанные с ним, начинают происходить за 2-4 недели, а после уже наступает период затишья.

Важно отметить, что временные периоды кризисов роста весьма условны. Каждый ребенок, развивается по собственной программе и абсолютно по-разному реагирует на новые изменения. Знания о кризисах помогают родителям выявить причину неожиданного расстройства ребенка.

Развитие речи

Период от года до полутора лет – это период так называемого детского языка (преобладание гласных и междометий). Чаще всего слышатся звукоподражание и упрощенные слова в виде одного слога.

В возрасте примерно от года и трех месяцев ребенок начинает понимать 90 процентов простой речи, понимает речь, обращенную к нему, распознает эмоции.

Ребенка интересуют названия предметов, поэтому важно называть все вокруг.

В годовалом возрасте ребенок начинает ассоциировать слова с картинками и сейчас самое время начать рассматривать книги.

В год и шесть месяцев начинают появляться довольно внятные существительные, к году и девяти месяцам появляются глаголы и с ними простые предложения. В этом возрасте ребенок уже способен следовать простым инструкциям: «дай мячик», «положи на стол», «принеси книжку».

К двум годам завершается формирование пассивного словарного запаса и происходит взрывной период – ребенок начинает говорить все больше и больше день ото дня.

В этот период одним из главных вкладов родителя в речевое развитие ребенка является внимательное слушание. Малыш учится говорить, многие слова и фразы даются ему с трудом и уверенность в том, что тебя слышат и пытаются понять придаст сил в дальнейшем постижении языка.

Немалую роль играет и качество речи, которую ежедневно слышит ребенок. Родителям следует выражаться четко и внятно, не сюсюкать с ребенком, а разговаривать обычным взрослым языком.

Желательно избегать «детских» вариантов слов и называть предметы, так как они на самом деле называются – не «бибика», а «машина». Хорошо бы обогащать речь, которую малыш регулярно слышит.

Это возможно сделать с помощью чтения хороших стихотворений и прослушивания аудиосказок. Замечательно, если во время прогулок родители будут комментировать происходящее вокруг.


Список использованной литературы:

Л.С. Выготский «Мышление и речь» Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка» Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Уильям и Марта Сирс «Ваш ребенок от рождения до двух лет»

Источник: https://letidor.ru/zdorove/a2-rebenok-v-god-osobennosti-razvitiya-9382.shtml

?? Базовые принципы и психология ?? ребенка от рождения до года ??

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка.

Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса.

Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

https://www.youtube.com/watch?v=NwcyQMO-hhM

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него.

происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств.

Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности.

Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения.

Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.

) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке).

Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты.

В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники.

Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым.

Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира.

В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира.

Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы.

Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры.

Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике.

Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики.

Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь.

Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им.

Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям.

Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой — главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-rebenka-do-goda.html

Особенности развития первого года жизни ребенка

Появляясь на свет, малыш не способен обходиться без взрослых. Он нуждается в помощи, зависит от социума, который окружает его.

Чтобы все системы и органы начали нормально функционировать, необходим длительный период детства. При поверхностном подходе можно подумать, что ребенок до года достаточно примитивен.

Однако при глубоком анализе становится очевидным факт — даже в первый месяц жизни внутри него происходят сложные процессы.

Влияние питания на физическое развитие чада

Правильное питание положительно влияет на организм крохи:

  1. способствует хорошему здоровью;
  2. помогает физическому развитию;
  3. благоприятствует спокойному поведению.

Если малыш получает достаточно пищи, то он будет легко засыпать, иметь довольный вид, с удовольствием играть, мало капризничать.

Когда рост и вес прибавляются каждый месяц в соответствии с нормой, то ребенок в психическом развитии не станет отставать от сверстников.

Кроме того, у него будет нормальный иммунитет, помогающий бороться со всевозможными болезнями.

При правильном вскармливании детей аллергические реакции наблюдаются реже, нет признаков рахита.

Масса тела грудничка стремительно возрастает, увеличивается и его рост. Родители могут самостоятельно определить, есть ли погрешности в питании ребенка.

Для этого следует воспользоваться нижеприведенной таблицей. В ней указаны прибавки веса и роста чада в норме.

Если за определенный период цифры немного выше или ниже приведенных (до десяти процентов), то мамам и папам проявлять беспокойство не нужно.

Если же показатели сильно отличаются от тех, которые должны быть в том или ином возрасте, то это повод для обращения к педиатру. Специалист определит причину отклонений. Практически во всех случаях это связано с питанием.

Сенсорное развитие малыша

Сенсорной способностью называют восприятие мира через органы чувств. К ним, как известно, относят вкус, зрение, слух, осязание. В первый год жизни новорожденного его близкие должны способствовать сенсорному развитию ребенка, ведь его значение для него велико:

  1. содействует формированию воображения;
  2. позволяет развить наблюдательность;
  3. во многом помогает увеличению словарного запаса (при условии, что взрослые будут комментировать совместные действия при занятиях);
  4. благотворно влияет на память и внимание;
  5. способствует интеллектуальному развитию.

Родители должны уделять внимание специальным занятиям и особым играм, пользоваться игрушками и пособиями, а также применять некоторые приемы в процессе ухода за чадом. Тогда его развитие станет гармоничным.

Только что появившийся кроха будет реагировать на свет. А через десять дней после рождения уже может следить за подвижными предметами. В один месяц грудничок удерживает на окружающих вещах взор, внимательно следит за их перемещением. Однако не слишком долго.

В первое время малыш видит лишь то, что расположено не так далеко от него (до одного метра).

В четыре месяца зрительный обхват значительно увеличивается — ребенок без труда рассматривает объекты на расстоянии семь метров.

В возрасте полугода чадо начинает активно изучать различные объекты. В это время глазам помогает и рот. Вкус позволяет оценить важные характеристики предмета.

До трех месяцев руки крохи двигаются хаотично или напряжены. Затем приходит расслабление, мир начинает осваиваться посредством конечностей.

Малыш пытается дотянуться до всего, оценивает расстояние до объектов, их положение и назначение. После полугода грудничок учится манипуляциям с предметами.

В восемь месяцев он может брать небольшие предметы пальцами и удерживать их в руках.

Врожденные рефлексы позволяют ребенку реагировать на громкие звуки. В месяц он способен прислушиваться, выделять отдельные из них.

В два — пытается отыскать источник звука взглядом, в три — определяет откуда исходит шум, в четыре — распознает интонацию людей, в шесть — отзывается на собственное имя, в семь — учится понимать слова взрослых.

Нервно-психическое развитие чада — эмоции и речь

Показатели нормального нервно-психического развития должны соответствовать данным из таблицы.

Если в первый месяц жизни кроха выражает преимущественно отрицательные эмоции, сообщая о своем дискомфорте, то затем реагирует улыбкой на взрослых, оживляется.

После четырех месяцев малыш различает маму и прочих людей, может огорчиться, если взрослые не оказывают ему внимания.

При этом незнакомцы способны вызвать у него негатив.

После полугода ребенок проявляет повышенный интерес ко всем окружающим его людям. После девяти месяцев детская эмоциональная сфера существенно обогащается.

Если в первое время чадо способно произносить лишь немногочисленные звуки, то потом наступает период гуления, а затем и лепета.

После семи месяцев чадо устанавливает связь между определенными предметами и словами. Первые слова из простых слогов кроха говорит, как правило, после десяти месяцев.

Со временем они становятся четче и разнообразнее.

Этапы развития движений ребенка и его интеллекта по месяцам. Период новорожденности и пассивности

Младенец в период новорожденности, который длится от появления на свет до одного месяца, тяготит к активным движениям, реагирует на происходящее. Он может лежать на животе, пытаясь поднять головку.

Что касается умственного развития, то малыш задерживает взгляд на ярких предметах, отличает резкие звуки от тихих, прислушивается к ним.

В период пассивности, который продолжается до трех месяцев, ребенок следит за предметами, улыбается, произносит звуки. Также он хорошо поднимает головку, может долго находиться на животе, опираясь на руки.

Его мышцы перестают быть напряженными, движения становятся более свободными.

Чадо просится на руки, чтобы ориентироваться в окружающем мире, побольше всего увидеть и услышать. В нем просыпается жажда знаний, стремление познать окружающую действительность. Может удивляться.

Период рецептивного и активного интересов

Кроха во время рецептивного периода (4-6 месяцев) способен на громкий смех, узнавание близких людей. Он рассматривает игрушки, изучает объекты, которые попали ему под руку. Умеет сам переворачиваться на живот, пытается ползать, ползает, хорошо сидит с опорой, может с поддержкой стоять.

В четыре месяца малыш необычайно привязан к матери. Для привлечения женщины он воспроизводит доступные для него звуки, радуется, для него ее появление — праздник.

Ребенок до четверти часа наблюдать за понравившимся ему предметом, проявляя тем самым зрительную сосредоточенность.

Он смотрит по сторонам, слушает, берет разные объекты в руку, ощупывает их.

В период активного интереса (7-9 месяцев) грудничок лепечет, передвигается на четвереньках, сам садится, умеет вставать у опоры, переставлять ножки, держась за что-нибудь. Он с интересом следит за деятельностью родителей. Кроха умеет пить из кружки, активно изучает объекты руками, захватывая их и перекладывая.

Кроха способен понять многое из того, что говорят ему окружающие. Он умеет на некоторое время сосредотачиваться, что подтверждает нормальное развитие его интеллекта. Малыш откликается на данное ему имя.

Кризис первого года

Малыш в 10 месяцев умеет подражать действиям взрослых, выполняет заученные манипуляции, пьет и кушает самостоятельно. Ему известно назначение многих предметов, он интересуется как они устроены. Теперь он может сообщить о своих желаниях не только слезами.

Ближе к году ребенок начинает усложнять свои игры, в них можно проследить некий сюжет. Некоторые дети уже ходят сами.

Чадо знает имена близких родственников и домашних любимцев. Если он еще не умеет ходить как взрослый, то это не говорит об отсталости.

Нормы гласят, что кроха должен пойти до полутора лет, в противном случае наблюдается задержка.

Данный период еще называют кризисом 1 года. Его особенности:

  1. стремление получить больше свободы;
  2. проявление протестов;
  3. истерические приступы;
  4. появление собственных желаний;
  5. разрыв тесной связи с матерью, обособление себя от взрослого.

Воспитание крохи до года

За основу воспитательного процесса берется здоровье малыша. Тогда он непременно будет счастлив. С самого рождения ребенок должен получать достаточно тепла и любви.

Если в семье все слаживается благополучно, то чадо получит возможность расти в идеальной атмосфере.

Когда между родителями царит гармония, то он не станут ссориться по поводу ключевых аспектов воспитания крохи.

Важно любить грудничка, однако во всем должна быть мера. Не следует чересчур баловать его, перекармливать, кутать.

Пользы это никакой не принесет, а лишь поспособствует тому, что из маленького дитя вырастет эгоист, несамостоятельный человек с нарушенным обменом веществ и отсутствующим иммунитетом.

Малышу необходим четкий режим, закаливающие процедуры, проветренная комната и полноценные прогулки. Если придерживаться этих правил, то процесс воспитания будет выстроен правильно.

Таким образом, каждому этапу в жизни ребенка до года соответствуют определенные особенности. Родители должны знать о таких нюансах, чтобы иметь возможность самостоятельно определить, нормально развивается их чадо или в чем-то присутствуют признаки отсталости.

Знания позволят мамам и папам вовремя обратиться за помощью специалистов, чтобы устранить или скорректировать имеющиеся проблемы.

Источник: http://o-kroha.com/osobennosti-razvitiya-pervogo-goda-zhizni-rebenka/

Главные особенности развития ребенка в первый год жизни

В течение первого года жизни ребенок проходит через ряд этапов физического и психического развития.

Родителям важно иметь представление о том, какие особенности поведения, навыки и умения формируются у ребенка на протяжении каждого месяца.

Эти знания помогут лучше отслеживать и контролировать все происходящие изменения.

1–3 месяцы

1 месяц. К концу первого месяца жизни малыш не выглядит таким несмышленым, как в первые дни после рождения.

Он уже способен удерживать в поле зрения неподвижные предметы и даже пытается следить взглядом за яркими игрушками, если их медленно проносить перед лицом.

Месячный ребенок довольно хорошо реагирует на громкие звуки и понемногу начинает узнавать голос мамы. Если его положить на животик, он попытается поднять и удержать голову.

2 месяц. К этому возрасту движения ребенка становятся менее резкими и хаотичными. Он может пытаться захватывать руками предметы, но еще не умеет делать это сознательно.

Зато он может проследить за движущимся предметом и способен лучше реагировать на звуки, поворачивая головку к их источнику. Примерно с 6-й недели кроха начинает много улыбаться и смеяться.

3 месяц. К концу 3 месяца малыш хорошо удерживает взгляд на неподвижных предметах, пытается достать до них руками и даже некоторое время способен удерживать вложенную в ручку погремушку.

Ребенок умеет отличать родителей от посторонних людей, оживляется при ласковом обращении – начинает гулить, двигать руками и ногами, улыбаться.

Многие детки в этом возрасте уже могут развернуться по направлению к заинтересовавшему предмету.

4–6 месяцы

4 месяц. Движения ребенка становятся все более осознанными.

Лежа на животике, он чувствует себя почти так же уверенно, как в положении на спине, дольше держит головку и осознанно пытается дотягиваться до интересующих объектов.

Хватательный рефлекс в этом возрасте несколько ослабевает. Больше внимания малыш уделяет изучению своих ручек, практикуясь в координации их манипуляций с движениями глаз.

5 месяц. Пятимесячный ребенок начинает активнее двигаться, хватать и бросать предметы, а также издавать много звуков, подолгу разговаривая сам с собой.

Слух малыша становится более острым, поэтому он хорошо реагирует практически на все, а не только на громкие звуки.

Он уже различает близких и посторонних людей, а также строгие и ласковые интонации .

6 месяц. В этом возрасте детки начинают лепетать, иногда проговаривая отдельные слоги. Большинство малышей знают свое имя и хорошо реагируют на него.

Некоторые дети в 6 месяцев умеют удобно устраиваться на маминой руке в сидячем положении.

Многие способны удерживать предметы обеими руками и проворно перекатываться из стороны в сторону.

7–9 месяцы

7 месяц. Малыш умеет самостоятельно переворачиваться на живот и вытягивать ручки.

Он стремится все потрогать и может подолгу тянуться к игрушкам, а его хватательные движения становятся еще более осознанными.

Теперь он может не только взять и удержать в руке предмет, но и бросать или размахивать им, перекладывать игрушки. Многие дети в этом возрасте пытаются самостоятельно садиться, учатся ползать, а некоторые пытаются вставать.

8 месяц. Ребенок уже умеет сидеть, хорошо ползать в разных направлениях, вставать, а также переступать ножками, держась за опору.

Однако разброс навыков в этом возрасте довольно большой: одни детки в 8 месяцев уже прекрасно ползают, другие только учатся сидеть.

В этот период малыши начинают подражать несложным движениям – катать машинку или мячик, хлопать в ладоши.

9 месяц. К 9 месяцам ребенок улавливает логику взаимосвязи между предметами. Он может построить невысокую башенку или положить один предмет внутрь другого.

Также он умеет произносить отдельные слоги, которые обозначают для него определенные объекты, и понимает значения многих слов, произносимых родителями при обращении к нему.

В процессе игры кроха способен использовать сразу несколько предметов, а самые маленькие игрушки хватать пальчиками, а не руками.

10–12 месяцы

10 месяц.

Большинство деток в 10 месяцев очень быстро ползают, активно подражают жестам и действиям окружающих, умеют выполнять по просьбе ранее заученные действия и отыскивать глазами нужный предмет, услышав вопрос «где» или «дай». Если ранее малыша учили пить из чашки и самостоятельно есть ложкой, то к этому возрасту он уже способен делать это сам, хоть и неуверенно. Кроха понимает предназначение многих предметов и начинает интересоваться их конструкцией. Чтобы показать, что ему что-то нужно, ребенок способен использовать не только плач, но и определенные звуки и движения.

11 месяц. В этом возрасте лепет малыша становится более разнообразным. Он хорошо понимает практически все, что ему говорят, пробует подражать голосам зверей и птиц.

Манипуляции с игрушками становятся все более сложными. Ребенок способен выполнять простые просьбы – «принеси», «дай», «положи», а также очень хорошо реагирует на похвалу и одобрение.

Многие дети в 11 месяцев могут достаточно уверенно ходить, держась за руку мамы или папы.

12 месяц. Ближе к годику в играх малыша начинает прослеживаться простейшая сюжетная линия – он уже знает, как покормить куклу, уложить ее в кроватку или покатать на машинке. Многие детки самостоятельно ходят.

Большинство из них много передвигаются по дому, всеми возможными способами взаимодействуя с окружающими предметами. Однако далеко не все способны ходить к 12-месячному возрасту, и это не является задержкой развития.

В норме ребенок может начать самостоятельно ходить в возрасте до 1,5 лет.

Словарный запас у некоторых малышей достигает 10–15 слов, но при этом годовалый малыш уже знает гораздо больше названий игрушек и вещей, хорошо различает имена родных.

Не следует беспокоиться, если ребенок, как может показаться родителям, отстает по каким-то параметрам развития.

Все приведенные данные являются усредненными, а каждый малыш имеет индивидуальные особенности, познает мир и свои возможности в собственном темпе.

Если кроха весел и здоров, у родителей не должно быть поводов для ненужных волнений.

Источник: http://www.wjtoday.ru/glavnye-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-pervyj-god-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть