Препарат для улучшения адаптации у детей

Содержание

Расстройство адаптации у детей

Препарат для улучшения адаптации у детей

Расстройство адаптации является общим термином для нескольких психических состояний, характеризующихся заметными поведенческими и эмоциональными симптомами. Для того, чтобы быть классифицированными как расстройства адаптации, эти симптомы должны постоянно наблюдаться в течение не менее трех месяцев.

Что такое расстройство адаптации

Поведенческие и эмоциональные признаки могут проявляться чрезмерно, оказывая значительное влияние на социальную жизнь ребенка.

 Причиной стресса может быть единственное событие, затрагивающее только ребенка, например, в детском саду, школе, или семейное событие, например, развод родителей. Несколько одновременных стрессоров также возможны.

 Хронические заболевания ребенка или родителей также могут быть причиной стресса.

Между тем, расстройство адаптации, в некотором смысле, является обнадеживающим диагнозом. Многие специалисты в области психического здоровья считают его одним из наименее серьезных психических заболеваний.

 Расстройство адаптации детей, как правило, ограниченное по времени состояние, ребенок может полностью избавиться от проблем в течение шести месяцев после устранения стрессора.

 Тем не менее, долгосрочные стрессоры, такие как хроническая болезнь или развод родителей, лечатся больше времени.

Расстройство адаптации: демография

Диагноз расстройства адаптации является очень распространенным среди детей и подростков, с более высоким уровнем заболеваемости среди детей, чем у взрослых.

 Почти одна треть (32%) всех детей, по некоторым оценкам, страдает от расстройства адаптации в подростковом возрасте, в отличие от только десяти процентов среди взрослых.

 Не определены различия между показателями расстройства адаптации между девочками или мальчиками.

Причины и симптомы расстройства адаптации

Причиной стресса могут быть события, которые многие дети переносят в рамках нормального жизненного опыта. К этим случаям, однако, не относятся тяжелые травмы и серьезные заболевания. Изменения часто являются предшественником стресса у ребенка.

Некоторые примеры детских стрессоров включают в себя:

  • развод родителей,
  • переезд на новое место жительства,
  • рождение брата или сестры,
  • стихийные бедствия, такие как ураганы или торнадо,
  • болезнь самого ребенка или близкого человека,
  • потеря домашнего животного,
  • проблемы в школе,
  • семейные конфликты,
  • свидетельство или участие в насилии.

Некоторые психологические теоретики и исследователи считают расстройство адаптации у подростков менее заболеванием, чем стадией становления личности. У подростков может развиться расстройство адаптации, как часть защитного механизма против зависимости от родителей.

 Этот психологический прием может провоцировать проблемы в семьях, и такое поведение может быть особенно разрушительным, когда подросток вовлекается в банды или культы.

 Тем не менее, следует отметить, что и у подростков расстройство адаптации классифицируется, как психическое заболевание.

Психологи разделяют расстройство адаптации на подгруппы, основанные на определенных симптомах.

Депрессивное расстройство адаптации

Подгруппа характеризуется чувством печали или бесперспективности той или иной степени со стороны ребенка.

 Однако депрессия, как правило, влияет на способность ребенка выполнять свои функции, например, посещать школу. Печальные чувства иногда сопровождаются чувством гнева или разочарования.

 Важно отметить, что хотя депрессивное расстройство адаптации менее распространено среди детей, когда оно действительно происходит, могут иметь место суицидальные мысли и даже попытки самоубийства.

 Расстройство адаптации детей данного типа требует тщательного контроля и участия профессионала в области психического здоровья.

Тревожное расстройство адаптации

Эта форма расстройства, как правило, включает в себя возбуждение или нервное поведение, и/или обсессивное беспокойство.

 Ребенок может чувствовать или выражать страх, смешанную тревогу и подавленное настроение.

 Это условие сочетает в себе признаки, наблюдаемые расстройств адаптации с депрессией и тревогой.

Расстройство адаптации с нарушением поведения

Поведенческие признаки этого расстройства адаптации детей включают в себя, прежде всего, действия, которые показывают пренебрежение правилами, законами, а также правами других, – драки, вандализм, прогулы в школе и безрассудное вождение (у подростков).

Расстройство адаптации с нарушением эмоций и поведения

Это состояние сочетает депрессию и тревогу с нарушением поведения.

Когда обратиться к врачу

Поскольку расстройство адаптации может иметь тяжелые формы, оценка должна проводиться как можно скорее после того, как были замечены первые симптомы.

 Как было отмечено выше, мысли о самоубийстве могут быть потенциальным аспектом депрессивных расстройств адаптации, а невылеченное расстройство адаптации с депрессивным настроением может привести к более серьезным психическим заболеваниям.

Диагностика расстройства адаптации

Одним из основных измерений, используемых при диагностике расстройства адаптации у детей является возникновение стрессора. Адаптивные расстройства отличаются от других реакций на стресс тяжестью и длительностью симптомов.

Адаптивные расстройства могут быть вызваны практически любым стрессором и проявляют широкий спектр симптомов. Ребенок оценивается для корректировки расстройства, при этом для подтверждения диагноза необходима психологическая оценка врача.

Лечение расстройства адаптации

Самая важная цель в лечении расстройств адаптации у детей – облегчение симптомов, чтобы ребенок мог вернуться к тому же психологическому уровню, которым он обладал до начала болезни.

 Лечение зависит от возраста и общего состояния здоровья ребенка, а также от тяжести симптомов.

 Медикаментозное лечение применяется на крайне ограниченной основе или не применяется вовсе, так как психотропные препараты малоэффективны при лечении расстройств адаптации.

Соответствующие возрасту когнитивно-поведенческая индивидуальная психотерапия, сосредоточение внимания на решении проблем, коммуникации, контроле импульсов является обычным компонентом лечения.

Семейная терапия рекомендуется для улучшения связи между ребенком или подростком и родителями, братьями и сестрами.

Часто бывает полезна групповая терапия со сверстниками (другими детьми с расстройством адаптации).

Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про расстройства адаптации у детей, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Источник: http://moskovskaya-medicina.ru/sovety/rasstroystvo-adaptacii-u-detey.html

Течение школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на фоне применения мексидола. инфомедик — справочная библиотека для интересующихся медициной

Течение школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на фоне применения мексидола. инфомедик - справочная библиотека для интересующихся медициной

в журнале:
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2006, приложение 1

И.С.Потапова, Н.В.Хромина, М.В.Протопопова
МУЗ «Детская городская поликлиника № 9», Барнаул

Исследование посвящено оценке эффективности мексидола в коррекции школьной адаптации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Школьная адаптация оценивалась по разработанной нами методике (до и после лечения мексидолом).

20 пациентов получили комплексное лечение с применением мексидола (экспериментальная группа) и 23 пациента — без мексидола (контрольная группа).

Улучшение школьной адаптации отмечено у 74% пациентов экспериментальной группы и у 12% пациентов контрольной группы.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, психологическая коррекция, адаптация, мексидол

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет актуальную социальную проблему, т.к. встречается у большого числа детей.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание отмечается у 5-10% детей [1,2,5].

СДВГ значительно чаще встречается у мальчиков [2], соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 5:1 [4].

Дети с СДВГ имеют значительные трудности в школьной адаптации и в обучении, но по общему интеллектуальному уровню находятся на уровне нормы или субнормы [3]. Помощь детям с СДВГ имеет комплексный характер и включает психологическую коррекцию, медикаментозные и немедикаментозные методы лечения.

Мы применили препарат «Мексидол» для лечения детей с СДВГ в период школьной адаптации у 20 детей 7-9 лет.

Диагноз СДВГ был поставлен на основании критериев 10-го пересмотра Международной классификации болезней для гиперкинетических расстройств (F90.0), а также диагностических критериев СДВГ по классификации DSM-IV (1994).

Все пациенты были распределены на 2 группы: СДВГ — 14 детей, СДВГ с преимущественными нарушениями внимания — 6 детей.

Дети с выраженными неврологическими симптомами, хроническими соматическими заболеваниями, принимавшие на протяжении 3 мес, предшествовавших исследованию, ноотропил и психотропные препараты, из наблюдения исключались.

Контрольную группу составили 23 ребенка с СДВГ, не получавшие мексидол в комплексном лечении.

Мексидол назначали ежедневно по 1/2 таблетки 2 раза в день (суточная доза — 0.125) в течение 30 дней.

Для оценки эффективности лечения все дети с СДВГ проходили двукратное обследование по разработанной нами методике: 1) методика исследования межличностных отношений ребенка (адаптированный тест Р.Жиля); 2) оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (по оценке родителей);

3) методика оценки тревожности (адаптированный вариант А.М.Прихожан).

Улучшение состояния в адаптационный период было достигнуто у 74% детей, получавших мексидол, и у 12% детей контрольной группы (за счет психологической коррекции).

У всех 20 детей, получавших мексидол, снизился общий уровень тревожности. Снизилась интенсивность параметров эмоциональных проявлений: возбуждаемость, капризность, нетерпеливость, боязливость, плаксивость, обидчивость (табл. 1).

Таблица 1. Эмоциональные проявления детей до лечения мексидолом (количество больных)

Чувственное проявление Интенсивность, баллы 0 1 2 3 4 Возбуждаемость — 3 7 10 — Капризность — 5 12 2 1 Боязливость — 3 15 1 1 Плаксивость 1 1 8 — 4 Злобность 12 5 3 — — Веселость — — 8 11 1 Завистливость 13 5 1 1 — Ревность 4 14 1 1 — Обидчивость — 12 4 4 — Упрямство 1 5 6 6 2 Жестокость 16 3 1 — — Ласковость — 3 6 6 5 Сочувствие — 2 7 9 2 Самомнение 1 2 16 1 — Агрессивность 3 8 9 — — Нетерпеливост ь — 4 2 14 —
Примечание. Здесь и в табл. 2: 0 — отсутствие проявлений, 1-4 — степень выраженности проявлений (min-max); «-» отсутствие больных.

В контрольной группе шкала эмоциональных проявлений ребенка существенно не изменилась. При сравнении результатов исследования межличностных отношений в группе детей, получавших мексидол, отмечена положительная динамика в реакции на фрустрацию (табл. 2). В контрольной группе динамики не было.

Таблица 2.

Эмоциональные проявления детей после лечения мексидолом (количество больных) Чувственное проявление Интенсивность, баллы 0 1 2 3 4 Возбуждаемость — 6 10 4 — Капризность — 9 11 — — Боязливость — 4 16 — — Плаксивость 1 8 8 1 2 Злобность 12 5 3 — — Веселость — — 9 11 — Завистливость 13 5 1 1 — Ревность 4 15 — 1 — Обидчивость — 16 3 1 — Упрямство 1 6 6 6 1 Жестокость 16 3 1 — — Ласковость — 1 8 6 5 Сочувствие — 2 7 9 2 Самомнение 1 2 16 1 — Агрессивность 3 8 9 — — Нетерпеливость — 5 5 10 —

Таким образом, применение мексидола оказывает положительное влияние на течение школьной адаптации у детей с СДВГ.

ЛИТЕРАТУРА 1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. // Обозр. психиатр. и мед. психол. 1993. № 3. С. 74-90. 2. Заваденко Н.Н.

Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001. 3. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. 4. Чутко Л.С.

Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. СПб., 2005.

5. Чутко Л. С., Пальчик А.Б., Кропотов ДД. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. СПб., 2004.

Источник: http://www.infomedik.info/med/a070133.htm

Консультация на тему: Медицинская коррекция адаптации

Медицинская коррекция

течения адаптации.

При выявлении первых признаков нарушения адаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизма, потери массы тела и т.д.), а также с учетом прогноза ее течения назначают медицинские корригирующие мероприятия. Их можно отнести к 4 основным группам:

  1. Повышение неспецифической реактивности ребенка.
  2. Воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса.
  3. Уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств.
  4. Мероприятия общего плана, направленные на предупреждение перекрестного инфицирования, утомления и совершенствование приспособленных механизмов.

Повышение неспецифической реактивности ребенка.

Для повышения неспецифической реактивности ребенка используют элеутерококк, учитывая его, защищает действие при стрессе, нормализующее влияние на мозговую гемодинамику, синтез белков и иммунологическую реактивность.

Сходным действием обладает женьшень, золотой корень, аралия, китайский лимонник. Эти препараты назначают виде настоек или экстрактов из расчета разовой дозы 1-2 капли на год жизни, 2-4 раза вдень, в молоко.

В течение 10-15 дней.

С целью повышения резистентности к острым респираторным заболеваниям назначается аскорбиновая кислота в возрастной дозировке, витамин Е и витамин А в профилактической дозировке, курсом 10-15 дней.

С целью улучшения качества фагоцитоза и белкового метаболизма целесообразно применение в течение 10-15 дней оротата калия в возрастной дозе, Эль-кара.

Воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса.

Для нормализации метаболических процессов и функционального состояния центральной нервной системы назначают комплекс препаратов, состоящий из витаминов В1, В2, липоевой и патентовой кислот, курсом 10 дней в профилактической дозировке каждого из компонентов.

При наличии соответствующих условий в семье лекарственные средства можно заменить пищевыми продуктами (печень, почки, гречка, овес и др.), богатые этими витаминами и аминокислотами.

С учетом выявленных метаболических нарушений, наиболее целесообразно использование кислородно-витаминных коктейлей с включением указанных выше витаминов.

Уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств.

Мероприятия 3 группы заключаются в назначении после консультации детского психиатра отдельным детям, чаще поликлиникам, при выявлении у них признаком невротизма и выраженного эмоционального напряжения седативных средств или малых транквилизаторов (экстракт валерианы, настойки пустырника, заманихи, радиолы, реже пирацетама или миллениума). Дозировка препаратов, как правило не превышающая половинной возрастной лечебной дозы, а длительность курса определяется специалистами.

Важное значение в предупреждении невротических реакций имеют индивидуальные психотерапевтические беседы с детьми и их родителям, во время которых выясняются назревающие конфликты ребенка с коллективом, учителем, дефекты воспитания в семье и определяются рекомендации по их устранению. В этой работе принимают участие медик, педагог.

Следует подчеркнуть, что медикаментозная коррекция адаптации носит индивидуальный характер и проводится только детям с неблагоприятным ее течением, когда организационных и педагогических воздействий оказывается недостаточно для предупреждения срыва адаптации.

Мероприятия общего плана, направленные на предупреждение перекрестного инфицирования, утомления и совершенствования приспособительных механизмов.

К общемедицинским и гигиеническим мероприятиям, направленным на предупреждение перекрестного инфицирования и совершенствования адаптационных механизмов детей относятся: в ДДУ – кварцевание групповых помещений, продолжение начатого или повторение курса профилактического лечения анемии, оздоровление часто болеющих детей с использованием лекарственных трав, точечного массажа, гимнастики с элементами лечебной физкультуры.

Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакций детей, следует обратить внимание на качество детского питания и его сбалансированность до поступления ребенка в новый коллектив и при адаптации к нему.

У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3-4 недели до поступления в ясли суточном рационе на 10-15% увеличивают содержание белка с дотацией витаминов группы В,  в профилактических дозах.

Белково-витаминные добавки используют так же впервые 20-30 дней посещение яслей.

При снижении аппетита у детей с неблагоприятной адаптацией недостающее количество пищевых ингредиентов нужно проводить в виде концентрированных добавок (творог, яичный белок, сухой обрат, сливки, пищевые дрожжи и т.д.)

Критериями завершения адаптации являются: отсутствие заболеваний и других отклонений в состоянии здоровья, стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне, успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/01/meditsinskaya-korrektsiya-adaptatsii

Особенности адаптации в детском саду

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.

Как проходит: эмоциональное состояние ребенка в период привыкания ↑

  1. Для первых дней пребывания детям свойственно проявление отрицательных эмоций. Они плачут или начинают хныкать. Особым проявлением негативного состояния является страх. Ребенок боится неизвестности и незнакомых детей и взрослых.

  2. Стрессовая ситуация может вызывать вспышки гнева. Агрессию может вызвать все, что угодно. Для некоторых детей характерно депрессивное состояние в период адаптации. Они становятся вялыми и заторможенными.

    Позитивные эмоции могут быть связаны с правильно выбранным стимулом, например, игрушкой или веселой игрой. Постепенно отрицательные эмоции все больше будут замещаться положительными.

  3. В первые дни посещения ДОУ у детей наблюдаются проблемы со сном, даже если до этого их не было. Сон становится беспокойным, некоторые дети просыпаются с плачем и криками. Проблема разрешится к окончанию периода адаптации.
  4. Аппетит заметно снижается.

    Связано это с новым режимом и характером еды. Для детей вкус еды непривычен, а стресс блокирует вкусовые рецепторы. Показателем того, что ребенок постепенно адаптируется, является повышение аппетита.

  5. Родители могут заметить, что словарный запас ребенка заметно снизился. На начальном этапе многие дети предпочитают использовать упрощенные слова. Так проявляется защитный механизм.

    В скором времени происходит восстановление речевых функций и значительное увеличение слов.

  6. Наблюдается снижение двигательной и познавательной активности.

    Отмечается, что такое замедленное и заторможенное состояние постепенно нормализуется к окончанию адаптационного периода.

  7. В первый месяц посещения детского сада снижается иммунитет ребенка. В этот период возможны простудные заболевания, причина которых не физиологическая, а скорее психологическая. Стресс снижает сопротивляемость организма. Достижение эмоционального равновесия нейтрализует склонность к болезням.

Вред яслей и раннего посещения ДОУ ↑

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции, т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.
  • Нарушается контакт с родителями. Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками. К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются.

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс. Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду ↑

  1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим.

    Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим выбранного доу стоит узнать заранее и придерживаться его в домашних условиях за месяц-полтора до начала посещения, строго соблюдая распорядок по дням и часам.

  2. Спать пора.

     В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.

  3. Доброе утро.

     Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо. Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно.

    Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.

  4. Ты уже большой.

     К моменту поступления в дошкольное учреждение необходимо научить ребенка умываться, одеваться, засыпать, аккуратно вести себя за столом, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки, самостоятельно посещать туалет.

    Процессу употребления пищи важно уделить особое внимание, например, обед необходимо съедать за полчаса. Эти навыки значительно снизят дискомфортные ощущения при попадании в незнакомые условия.

  5. Никаких дополнительных нагрузок.

     Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены.

  6. Максимальное внимание.

     В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой. Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей. Ограничивают посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания.

Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей ↑

Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;
  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации, где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;
  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

: Говорит ЭКСПЕРТ

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Адаптация к детскому саду: как прекратить череду болезней

Адаптация к детскому саду: как прекратить череду болезней

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники «Борис» Константина Елиневского.

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила.

Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии.

Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования.

Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.

Новые виды микроорганизмов.

Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети.

Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают.

А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно.

При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе.

Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся.

Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, — каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Каждый последующий тяжелее предыдущего

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию.

С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител.

Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее.

Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели.

К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.

Есть ли выход?

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова.

В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл.

По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается.

То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками.

В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба.

В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно.

Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями.

Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину.

Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма.

Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет.

Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.

Татьяна Корякина

Источник: https://lady.tsn.ua/dom_i_deti/deti/adaptaciya-k-detskomu-sadu-kak-prekratit-cheredu-bolezney.html

Как вылечить гиперактивность у ребенка или взрослого?

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — это хроническое нарушение центральной нервной системы, которое проявляется в виде гиперактивности ребенка, его импульсивности и невнимательности.

Детям с СДВГ очень трудно стоять или сидеть на одном месте, они находятся в постоянном движении, вспыльчивы, неуравновешенны, не усидчивы, не могут сосредоточиться.

Признаки этого заболевания не являются отражением плохого воспитания или характера ребенка.

Первые симптомы СДВГ могут манифестировать у детей в возрасте 3-6 лет, но наибольшее развитие заболевание получает в школьном возрасте, постепенно симптомы СДВГ могут нивелировать, но часть остается и у взрослых.

Чаще всего это заболевание проявляется у мальчиков. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у маленьких пациентов находят дефицит дофамина и норадреналина. Родители чаще всего обращаются к психологу с жалобами на то, что их ребенок гиперактивный.

https://www.youtube.com/watch?v=xGsJSU0jJ1M

Контролировать всю симптоматику СДВГ позволяет комплексное лечение этого заболевания, которое способствует уменьшению гиперактивности и социально адаптирует ребенка или взрослого человека. Методы лечения индивидуальны для каждого ребенка или взрослого, как правило, включают в себя два основных аспекта — поведенческая и лекарственная терапия.

Терапия

Психофармакотерапия назначается детям с СДВГ длительно, лечение может продолжаться годами. В детской психиатрии для лечения гиперактивности существуют международные протоколы назначения лекарственных препаратов. Применяются лекарства с доказанной эффективностью и безопасностью:

  1. Назначение лекарственных препаратов детям в возрасте 10-12 лет. У ребенка имеются видимые  признаки СДВГ, а также вторичные признаки нарушения функционирования нервной системы. В школе всегда заметен такой гиперактивный ребенок, на которого жалуются все учителя , а совместные занятия с психологом ему не помогают. Психофарматерапия таким детям показана как монотерапия, или может сочетаться с различной психотерапией. Комбинация нескольких препаратов возможна, если наблюдается семейная дисфункция или существует преморбитный фон. Возможно назначение препаратов и при легких формах СДВГ, когда использовалась поведенческая терапия, но она была неэффективной и симптомы гиперактивности сохранялись.
  2. Психофармакотерапия не используется у дошкольников. Только в исключительных и тяжелых случаях, когда выражена гиперактивность, нарушено правильное психо-физиологическое развитие ребенка и его социальная адаптация. Но, сначала проводят психотерапии, при их неэффективности возможно назначение лекарственной терапии. Родители должны принять окончательное решение в плане назначения медикаментозных препаратов ребенку. Обычно родители предвзято относятся к лекарственной терапии. Задача медицинских работников объяснить и рассказать о важности назначения специальных препаратов, осветить все стороны этого вопроса и ответить на все интересующие вопросы, высказать свое мнение. СДВГ необходимо лечить, а не наблюдать когда гиперактивность пройдет сама. Важно уважать мнение родителей и назначить комплекс различных психотерапий, но при их неэффективности опять вернуться к терапии лекарственными средствами.

Основные препараты для лечения СДВГ:

  • Лекарственные препараты первого ряда (их применение у детей эффективно и безопасно). К ним относятся психостимуляторы и атомоксетин.
  • Лекарственные препараты второго ряда — являются менее эффективными препаратами или обладающие рядом нежелательных действий — антидепрессанты и агонисты центральных альфа-2 адренорецепторов (имипрамин,  велбутрин, клонидин и гуанфацин).
  • Лекарственные препараты третьего ряда — фармакодинамика этих препаратов еще мало изучена или они имеют большое количество побочных действий. Эти лекарства применяются для терапии СДВГ, если это заболевание сопровождается какими-то другими расстройствами или если пациент не переносит лекарства из вышеперечисленных групп (венлафаксин, буспирон, карбамазепин, рисперидон).

Применение в детской психиатрической практике нейролептиков у пациентов с СДВГ является крайне нежелательным.

При психофармакотерапии важно фиксировать нежелательные побочные действия, изменять дозировки, кратности приема лекарства, вести тщательный контроль над поведением ребенка.

Необходимо также периодически отменять терапию (например, когда школьные каникулы у пациента желательно устроить и «лекарственные»).

В начале обучения в школе не стоит сразу же назначать лекарственную терапию, необходимо подождать, посмотреть, как пациент адаптируется к школьным нагрузкам, на сколько выражена гиперактивность у ребенка с СДВГ.

Психостимуляторы

Психостимуляторы несколько десятков лет используются в терапии СДВГ у взрослых и у детей..

Фармакодинамика этих лекарств основан на обратном захвате катехоламинов в предсинаптическом нервном окончании.

В результате этого увеличивается количество дофамина и норадреналина в синаптической щели нервных окончаний.

Психостимуляторы показаны к назначению в школьном, подростковом возрасте, применяется у взрослых с СДВГ и даже у дошкольников (3-6 лет).

У дошкольников они оказывают меньший терапевтический эффект и больше показывают свое побочное действие.

В вопросе назначения психостимуляторов у детей есть много не решенных вопросов.

Некоторые родители считают, что психостимуляторы могут вызвать наркотическую зависимость и при употреблении психостимуляторов происходит возникновение чувства «эйфории», и чем выше доза психостимулятора, тем это ощущение ярче.

Родители выступают категорически против применения психостимуляторов, потому что боятся, что их дети станут в будущем наркоманами.

Не рекомендуется назначать психостимуляторы детям с психотическими и биполярными расстройствами, так как эти препараты могут спровоцировать психотическую реакцию или манию.

Психостимуляторы влияют на росто-весовые показатели ребенка, они незначительно замедляют темпы роста. Психостимуляторы влияют на сон и аппетит, а также могут вызвать или усилить тики у детей.

Психостимуляторы не являются панацеей от всех проблем. Родители должны понять, что они обязаны воспитывать своего ребенка, а не лекарствами воздействовать на психику ребенка.

Психостимуляторы не применяются при заболеваниях сердца и сосудов у детей и взрослых.

Антидепрессанты

Антидепрессанты назначается в качестве резервной группы лекарственных препаратов, и являются хорошей заменой психостимуляторов.

Антидепрессанты уменьшают выраженность симптомов СДВГ. Трициклические антидепрессанты также назначаются для терапии гиперактивности у взрослых и у детей.

Механизм фармакодинамики этих препаратов основан на захвате норадреналина.

Но, применение трициклических андидепрессантов опасно в связи с кардиотоксичностью этих лекарственных средств и риском возникновения аритмий ( необходимо назначать под контролем ЭКГ).

Максимальный терапевтический эффект при применении трициклических антидепрессантов достигается через три — четыре недели после приема препарата.

Передозировка этих препаратов может закончиться смертельным исходом, поэтому родители должны очень внимательно относиться к хранению этих лекарств.

Через некоторое время после применения трициклическизх антидепрессантов развивается резистентность к ним, поэтом необходимо устраивать «лекарственные каникулы», которые должны совпадать с каникулами в школе.

У 70% больных детей отмечается улучшение симптоматики, в результате назначения трициклических антидеперессантов. Эти препараты действуют в основном на поведенческую симптоматику (уменьшают гиперактивность) и практически не действуют на когнитивную.

Все антидепрессанты обладают рядом нежелательных действий – вызывают артериальную гипотонию, сухость во рту, запоры. Среди трициклических антидепрессантов часто назначается детям и взрослым — Велбутрин.

Это лекарство хорошо переносится, и редко проявляются побочные эффекты (сухость во рту и головная боль). Велбрутин обычно назначается после психостимуляторов ( если к ним было привыкание или злоупотребление).

Антидепрессанты лучше не назначать детям и взрослым с повышенной судорожной активностью и с тиками в том числе, эти лекарства могут спровоцировать судорожные припадки.

Эффексор, Эффексор XR- это антидепрассанты нового поколения.

Механизм фармакологического действия этих препаратов основан на повышение уровня нейромедиаторов — серотонина и норэпинефрина в клетках.

После курса лечения Эффексором наблюдается повышение работоспособности, улучшение настроения, улучшается внимание и память.

Ноотропы и нейромедиаторы

Ноотропные и нейрометаболические препараты широко применяются в России для лечения СДВГ.

Ноотропы – оказывают положительное влияние на функции головного мозга и улучшают процессы обучения и памяти ( ноотропил, глицин, фенибут, фенотропил, пантогам), не вызывая гиперактивности у детей и взрослых.

Препаратами, улучшающими, метаболизм нейромедиаторов являются Кортексин, Церебролизин, Семакс.

Для улучшения мозгового кровообращения показано назначение взрослым и детям — Кавинтона или Инстенона. Препараты, улучшающие мозговое кровообращение не усиливают гиперактивность у детей.

Регулярность приема лекарств должна периодически пересматриваться, врач может отменить некоторые препараты на непродолжительное время и оценить поведение  ребенка. Случается, что проявления СДВГ настолько незначительны, что не стоит сразу прибегать к психофармотерапии. то есть для нее нужны строгие показания.

Дополнительные методы

Один из спорных методов немедикаментозной терапии СДВГ является воздействие на определенные участки головного мозга слабым постоянным электрическим током -транскраниальная микрополяризация. Этот способ терапии позволяет уменьшить  гиперактивность и невнимательность.

Психотерапия является дополнительным методом для лечения гиперактивности у детей и взрослых..

При лечении СДВГ используют индивидуальную, поведенческую, групповую, семейную психотерапию, психологические тренинги, педагогическую коррекцию, освоение метакогнитивных систем (как составить свой распорядок дня, как освоить новый материал).

Существуют различные нетрадиционные методики лечения гиперактивности у детей и взрослых, с недоказанной эффективностью.

Среди них – остеопатия, специальная диета Файнгольда, гомеопатия, иглорефлексотерапия, БАДы, нейровитамины, растительные средства (Неврохель).

  Очень важно в процесс лечения привлечь школьных учителей и воспитателей детских садов. Только совместными усилиями, возможно, успешно лечить СДВГ.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/lechenie-sdvg-u-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть