Занимательная гимнастика для малышей

Содержание

Гимнастика для малышей

Занимательная гимнастика для малышей

Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто болеющих детей. Поиграем с пользой для здоровья!

Мне очень часто задают вопрос читатели сайта: Есть ли специальная утренняя гимнастика для часто болеющих самых маленьких деток? С детьми постарше проще – они уже  могут делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, Толкачёва и других авторов, а как быть с малышами?  В педагогике и методике физического воспитания самых маленьких детей известны  разные методики помощи таким малышам и проведения гимнастики с ними.  Я приведу пример гимнастики  для часто и длительно болеющих детей ясельного и младшего дошкольного возраста из опыта  очень известного детского сада В. Г. Алямовской.

Эта дыхательная гимнастика будет полезна не только для профилактики ОРЗ, но и для формирования правильного речевого выдоха ребенка и развития речевого дыхания.

Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто и длительно болеющих малышей

Упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, прогулку. Повторить гимнастику нужно не менее 2 раз в день.

Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения.

— Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!»

Упражнение «Часы». Попросите ребенка встать, слегка  расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет»), опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит  «тик-так, тик-так». Повторяется упражнение 6-7 раз.

— Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.

Упражнение «Дудочка». Малыш садится на стульчик, сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку), подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф». Повторяем 4 раза.

— Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал,  да как закричит во всё горло: «Кукарекуууу!»

Упражнение «Петушок». Малыш встает прямо, ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох), затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох). Повторяем 4 раза.

— Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.

Упражнение «Каша кипит». Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь.

Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох), опускаем грудь (выдыхаем) и выпячиваем живот (выдох). На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза.

Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом.

— Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.

Упражнение «Паровозик». Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух». Повторяем 20 секунд.

— Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть  с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.

Упражнение «Веселый мячик». Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох). Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.

— Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!

Упражнение «Гуси». Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу». Повторяем минуту.

Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!

Гимнастика для малышей:дополнительные упражнения для комплекса дыхательной гимнастики

Упражнение «Большие и маленькие». Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой».

Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося  «ууууууух».

Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький».

Упражнение «Сердитый ежик». Встаем, ноги расставляем.  Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок.

Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем), обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» — звук сердитого ежика.

Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.

Упражнение «Закаливающее носовое дыхание».

Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике.

— «Дышим носиком». Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

— «Грибок». Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.

— «Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.

— «Лев рычит».  Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.

Желаю Вам, чтобы гимнастика для малышей принесла здоровье и радость!

Еще о здоровье и развитии детей Вы можете прочитать:

Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Профилактика плоскостопия.

Правша или левша или скрытый левша? Как определить ведущую руку ребенка?

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах и видео.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/gimnastika-dlya-malyshej/

Спортивная гимнастика для детей: советы и рекомендации

Большинство родителей привлекает спортивная гимнастика для детей. Физические нагрузки являются обязательным элементом становления здорового малыша.

Эти занятия необходимы как грудничкам, так и деткам дошкольного возраста, которые сами пока не в состоянии разработать для себя программу и заниматься по ней.

Гимнастика для детей

Необходимость в выполнении физических упражнений возникает еще с малых лет, когда мать туго пеленает свое чадо, из-за чего мышцы развиваются не так быстро.

Гимнастика для детей до 4 лет обязательно должна проводиться с родителями, ведь именно в этот период малыши не могут долгое время находиться без своих родных и берут с них во всем пример.

Элементарные физические нагрузки помогут привести мышцы, слабо работавшие ранее, в норму и защитят ребенка в будущем от многих болезней.

Правила выполнения

Гимнастика для детей в детском саду проводится регулярно, так как у родителей часто не хватает на это времени.

Мамы и папы постоянно опасаются за малыша из-за хрупкости его тела, поэтому не хотят заниматься с ним самостоятельно, а вот в дошкольных учреждениях работают настоящие специалисты, которые уж точно не навредят детскому здоровью.

Гимнастический процесс обязательно должен быть естественным. Его базой выступает работоспособность рефлекторных механизмов.

Родителям, которые без труда занимаются с грудничками, стоит помнить, что насильно сгибать конечности ребенка не стоит, так как это может привести к необратимым последствиям.

Одним из главных принципов в занятиях является присутствие легкого массажа. Он поможет подготовить мышцы к выполнению упражнений и расслабить после них. При контакте с чадом требуется избавиться от всех мелких украшений и прочих вещиц, которыми можно случайно зацепить его.

Кожа маленьких детей слаба и нежна, из-за чего она больше подвергается повреждениям в виде царапин, ссадин, синяков и так далее. Чтобы обезопасить свое чадо, лучше применять массажное масло, с которым процесс разминки будет проходить в разы легче.

Польза

Гимнастика для детей помогает взрослым больше общаться с малышами, а также повышать их мышечный тонус. Кроме того, такие занятия достаточно хорошо воздействуют на психологию юного спортсмена, ведь именно таким образом он начинает познавать собственное тело и происходящие в нем процессы.

В современности можно встретить довольно много случаев задержки в развитии опорно-двигательного аппарата у детей.

Это объясняется пренебрежением физическими нагрузками.

Всем заботливым родителям следует усвоить, что одним из самых значимых компонентов в гимнастике является возможность развивать координацию первичных движений.

Благодаря легким нагрузкам у малышей начинает формироваться сенсорное восприятие. Также они учатся разговаривать и развивают собственный слух, так как в процессе занятий всегда играют детские песни или слышится голос матери.

Вместе со всеми вышеперечисленными преимуществами стоит отметить стимулирование рефлексов ползания и ходьбы. Регулярный массаж приводит мышцы в тонус, а также успокаивает и стабилизирует эмоциональное состояние, поэтому без него не должно проходить ни одно занятие.

Зачем заниматься дошкольникам

Спортивная гимнастика для детей в саду должна присутствовать в обязательном порядке. В нее, как правило, включены разноплановые упражнения, направленные на проработку различных мышечных групп. Последствия таких процедур могут быть только положительными:

  1. Организм закаляется, укрепляется иммунитет, и значительно повышается выносливость.
  2. Благодаря правильной технике дыхания можно позабыть о постоянной одышке.
  3. Нагрузки формируют каркас опорно-двигательной системы, делая красивую осанку и подтягивая пресс.
  4. Пищеварительные процессы приводятся в норму.
  5. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы.
  6. У ребенка начинает формироваться чувство ритма, и он лучше запоминает различные геометрические фигуры, что обязательно пригодится ему в школе.

На что обратить внимание

Гимнастику для детей от 5 лет рекомендуется проводить лишь после консультации с педиатром. У малыша, с которым не занимались ранее, могут иметься некоторые противопоказания к тренировкам, поэтому пренебрегать этим не стоит.

Проводить занятия лучше всего на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Что касается одежды, то здесь прекрасно подойдут свободные шорты или спортивные штаны и футболка. Вещи не должны сковывать движения малыша, чтобы он чувствовал себя комфортно.

Важным моментом является программа тренировок. Ее должны составлять родители, учитывая прогресс ребенка. Лучше всего написать ее вместе со специалистом.

Самостоятельные занятия

Детская гимнастика для детей необходима в любом возрасте. Чем старше ребенок, тем проще ему выполнять упражнения, поэтому помощь посторонних уже становится лишней.

Как правило, это происходит после двух лет, когда ребенок уже может самостоятельно передвигаться.

Наблюдать за ним, конечно же, нужно, но помогать ему в каждом упражнении вовсе необязательно.

Мотивация

Многим взрослым бывает трудно заставить себя выполнять физические упражнения, а уж малышей приучить к постоянным тренировкам очень непросто.

Гимнастика для детей довольно часто требует мотивации, ведь она должна приносить не только пользу, но и удовольствие.

Для этого важно запомнить и соблюдать несколько простых правил:

  1. Делать зарядку лучше всего вместе.
  2. Веселая и подбадривающая музыка никогда не будет лишней.
  3. Стимул требуется искать в каждой ситуации.
  4. Образец для подражания заставит идти к новым вершинам.
  5. Вместе с разогревом мышц стоит выполнять силовые тренировки.
  6. Частые разговоры по поводу здоровья помогут приблизиться к миру спорта.
  7. Спортивный уголок в детской комнате притянет к себе даже самого малоподвижного малыша.

Разновидности

В современности гимнастика для детей 5 лет, младше и старше существует нескольких разновидностей. Подбирать вариант следует с учетом возраста малыша, а также целенаправленности упражнений. Сегодня выделяют следующие типы занятий:

  1. Динамическая гимнастика. Здесь подразумевается целый комплекс активных процедур, направленных на оздоровление. Предназначается эта гимнастика для деток в возрасте до года. Наряду со стандартными массажными движениями обязательно должны выполняться активные упражнения с поддержкой за конечности, всевозможные игры с нагрузками и закалка. Динамическая гимнастика является первым серьезным опытом взаимосвязи чада и родителей, которая осуществляется путем языка ощущений. Единственной негативной стороной является повышенная травмоопасность, если упражнения проводятся неверно.
  2. Дыхательная. Данная разновидность предусматривает развитие и укрепление органов и дыхательных путей. Поскольку с самого рождения они плохо развиты, подобная гимнастика относится к перечню основоположных целостных программ тренировок. Этим способом можно излечить гайморит и предотвратить его появление в зимний период года. Выполнять упражнения разрешается малышам старше двух лет.
  3. Спортивная. Эта разновидность происходит от акробатики, поэтому движения необходимо выполнять с помощью взрослых. Главными элементами выступают кувырки, а также растяжка. Такие упражнения благотворно влияют на детский организм и являются прекрасным стартом для начинающего спортсмена. Гимнастика подходит деткам старше трех лет, когда плотность костей будет до конца сформирована, а мышцы еще не потеряют эластичность и гибкость.
  4. Художественная. Дети в художественной гимнастике выполняют спортивные элементы под музыку. Здесь особое значение имеет эмоциональная составляющая, потому как у спортсменов развивается эстетическое восприятие. Для выполнения программы используются различные флажки, ленты, обручи и мячи.
  5. Корректирующая. Одна из разновидностей лечебного комплекса предназначается для коррекции здоровья чада. Она помогает устранить проблемы с позвоночником и исправить нарушенную осанку.
  6. На фитболе. Если дома имеется специальный гимнастический мяч, то проводить на нем занятия нужно обязательно. Они идеально подходят как для грудничков, так и для дошкольников. Благодаря фитболу есть возможность снять гипертонус мышц, сформированный по причине малой подвижности.

Упражнения

Включив приятную музыку и найдя подходящее место для тренировки, можно смело приступать к выполнению упражнений. Рассмотрев их, можно понять, за что так любят гимнастику дети 4 и более лет.

Все эти движения любят как мальчики, так и девочки.

Мнение, что гимнастикой должны заниматься лишь представительницы прекрасного пола, является ошибочным, ведь развивать мышцы и улучшать свое здоровье необходимо всем.

Наиболее подходящими упражнениями являются следующие:

  1. Сделать глубокий вдох, подняться на носки и вытянуться вверх, после чего опустить руки и переместить вес на пятки. Всего требуется выполнить 10 повторений.
  2. Не меняя положение, необходимо по очереди приподнимать плечи. Делать это рекомендуется в течение 20 секунд.
  3. Упершись руками в бока, стоит выполнить по 4 наклона в стороны, а затем вперед и назад.
  4. С прямой спиной и расставленными на ширине плеч ногами сделать 15 приседаний.
  5. Лечь на пол, сделать опору ступнями и ладонями, подняться вверх с прогнутой спиной. В таком положении необходимо продержаться хотя бы 5 секунд, после чего вернуться в исходную позицию и повторить еще три раза.
  6. Встать прямо, развести руки в стороны, отвести одну ногу назад и наклонить корпус вперед, чтобы спина и поднятая задняя конечность образовали прямую линию. Продержаться в этом положении следует около 5 секунд (минимум). Повторить упражнение требуется для каждой ноги по 7 раз. Когда равновесие станет держать несложно, увеличить время стойки нужно до минуты.

Этот комплекс разрешается выполнять каждый день. Когда упражнения начнут казаться уж слишком простыми, количество повторений можно увеличивать.

Потягивание

Упражнения на потягивание особенно хороши утром. Чтобы сразу после пробуждения набраться сил и энергии, следует выполнить элементарные движения:

  1. Встав прямо, расположить руки на плечах, а затем выпрямить их вверх и потянуться.
  2. Сделать потягивание вверх, поднимая верхние конечности, после чего наклониться, отведя их назад.

Восстановление дыхания

После утомительной тренировки обязательно нужно выполнить элементарные упражнения, направленные на восстановление дыхания.

Для этого можно сделать двухминутную ходьбу с замедлением скорости и уменьшением частоты дыхания.

Идеальным вариантом для мальчиков и девочек будут наклоны корпуса вниз на выдохе и потягивания вверх всем телом на вдохе.

Пальчиковая гимнастика

Занимательная пальчиковая гимнастика для детей необходима каждому малышу. Благодаря ей развивается мелкая моторика, а сам ребенок получает наслаждение. В основе каждого занятия лежит какая-то веселая потешка или звучное стихотворение.

Совершенно всем малышам нравится пальчиковая гимнастика для детей, которая называется «кулачок». Здесь родители должны произносить слова и выполнять действия по загибанию пальцев. Стишок в данной игре очень прост:

Этот пальчик — маленький (нужно согнуть мизинец).

Этот пальчик — слабенький (следующим идет безымянный).

Этот пальчик — длинненький (загибается средний).

Этот пальчик — сильненький (в кулачок уходит указательный).

Этот пальчик — толстячок (сгибается последний палец).

Ну а вместе — кулачок.

Такая игра особенно нравится малышам в возрасте до двух лет. Как мальчики, так и девочки с огромным удовольствием выполняют все необходимые действия. Кроме того, благодаря стихотворной форме у них отлично развивается память.

Источник: http://.ru/article/1034/gimnastika-dlya-detey-polezna-v-lyubom-vozraste

Артикуляционная гимнастика в стихах: поэтичное развитие артикуляции (2013-12-06)

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов.

В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика в стихах — артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных и четких движений органов артикуляционного аппарата.

Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика в стихах, так же, как и в картинках помогает сформировать правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения интересными способами.

Как показывает опыт, дети выполняют ее с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

https://www.youtube.com/watch?v=uEe3s7hYzYM

артикуляционная гимнастика в стихах: увлекательные и полезные упражнения для дикции речи

Как оценивать выполнение упражнений ребенком и взрослым?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком и взрослым артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).

  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.

  4. Четкость – знание того, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, стремление выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

  6. Устойчивость – вы можете удержать достигнутое положение губ и языка под счет. Сначала считаем от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Если говорить о выполнении упражнений детьми, то обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

артикуляционная гимнастика в стихах — прекрасные упражнения для детей

Базовый комплекс — «Денискина зарядка»

Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот начальный комплекс, который назван в честь одного героя.

1. «Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш  Дениска – озорникТянет губки к ушкам.-Посмотрите, — говорит,

-Я теперь — лягушка!

2. «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

3. «Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Кончик языка в зубки упирается,Спинку выгибаем — горка получается.Быстро- быстро с горки вниз

На санках катится Денис.

4. «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

У Дениса есть часы –

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

5. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Если у Дениса плохое настроение,Ест Дениска наш вкусное варенье.Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

И широким язычком облизнуть все сразу.

6. «Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

Язычок – вверх и вниз –На качели сел Денис.Вот качели высоко,Вот качели низко.

До чего же хорошо

Весело Дениске!

7. «Грибок»      

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Наш Дениска в лес пошел,Под сосною гриб нашел.Подними вверх язычок-

Покажи, как рос грибок.

8. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…».

Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык.

Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Недавно бабушка АнфисаКупила барабан Денису.И теперь он делом занят:

Громко – громко барабанит.

9. «Пароход гудит»   

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Вот Денискин пароходСмело по морю плывёт.Не боясь крутой волны,

Весело гудит он: «ы – ы –ы»

Общий комплекс упражнений

1.  «Заборчик»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2.  «Трубочка» 

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

В гости к нам пришел слоненок,Удивительный ребенок.На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3.   «Улыбка» /  «Трубочка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

Если наши губки улыбаются,Посмотри – заборчик появляется.Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

4.  «Часики»/ «Маятник»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Друг за другом, друг за другомХодят стрелочки по кругу.Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:Влево — тик, а вправо – так.Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

5.   «Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

На веселые качелиТаня и Никита сели.Опустились вниз качели,А потом наверх  взлетели.Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели.

Комплекс для свистящих звуков

1.  « Накажи  непослушный язычок»

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

Язычок твой – озорник,Он не слушает тебя.Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.   «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем,Вкусные блины печем.Ручейком по сковородкеТесто растекается…Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

3.  «Чистим зубки» 

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Мягкой щеткою с утраЧистит зубки детвора.Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Рассердилась наша киска:Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!

5.   «Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Язычок за зубки опускается,Его кончик  к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

6.  «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

Мы в футбол с тобой играем,Мяч в ворота загоняем.Дуй на ватку сильней,

Гол забей поскорей!

Комплекс упражнений для шипящих звуков

1.   «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Будешь пить с друзьями чайТы из  чашки новой.Эту чашку показать

Ты сейчас пробуй!

2.  «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Каждый раз по  воскресеньямМы едим с тобой варенье.Верхнюю губу вареньемМы намажем, а потомЯзычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

Комплекс для сонорных звуков

1.   «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Под высокою соснойМы грибок нашли с тобой.Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

2.    «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

Стал язычок твой маляром,Он будет красить старый дом:Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

3.   «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

Цок-цок-цок по мостовой —Идет лошадка к нам  с тобой.Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

4.   «Барабанщик»/ «Дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…».

Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык.

Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

В руки барабан возьмемИ играть на нем начнем.Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

5.     «Пароход»

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»

Ы-Ы-Ы-Ы

Пароходик небольшой,Зато смелый какой:Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

Вернуться

Источник: http://vashgolos7.ru/articulyacionnaya-gimntastika-v-stihah.html

Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение.

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц.

Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти.

Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них.

Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно.

Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить.

Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.

Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы.

Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так!Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает.Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»
Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки.Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь,А потом вниз.Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу. Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.Три ступенька – язык прыгает за зубки.Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз –У неё такой круиз.Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Вывожу язык вперёд, Закушу его – и вот:«Ы» — так гудит пароход.Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

Источник: http://logomamik.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-v-stihah.html

Здоровье ребенка. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

 Комплекс занимательных игровых упражнений для самых маленьких улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость к холоду, к инфекциям, недостатку кислорода.

Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!» 

УПРАЖНЕНИЕ 1 «ЧАСЫ». Попросите ребенка встать, слегка расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет»), опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит «тик-так, тик-так». Повторяется упражнение 6-7 раз.

Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.

УПРАЖНЕНИЕ 2 «ДУДОЧКА». Малыш садится на стульчик, сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку), подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф». Повторяем 4 раза.

Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал, да как закричит во всё горло: «Кукарекуууу!»

УПРАЖНЕНИЕ 3 «ПЕТУШОК». Малыш встает прямо, ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох), затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох). Повторяем 4 раза.

Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.

УПРАЖНЕНИЕ 4 «КАША КИПИТ». Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь.

Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох), опускаем грудь (выдыхаем) и выпячиваем живот (выдох). На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза.

Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом.

Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.

УПРАЖНЕНИЕ 5 «ПАРОВОЗИК». Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух». Повторяем 20 секунд.

Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 6 «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК». Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох). Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.

Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!

УПРАЖНЕНИЕ 7 «ГУСИ». Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу». Повторяем минуту.

Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

УПРАЖНЕНИЕ 8 «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ». Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой».

Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося «ууууууух».

Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький».

УПРАЖНЕНИЕ 9 «СЕРДИТЫЙ ЕЖИК». Встаем, ноги расставляем. Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок.

Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем), обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» — звук сердитого ежика.

Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.

УПРАЖНЕНИЕ 10 «ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ». Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике.

— «ДЫШИМ НОСИКОМ». Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

— «ГРИБОК». Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.

— «СЕРДИТЫЙ ИНДЮК». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.

— «ЛЕВ РЫЧИТ». Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.

Рекомендация специалистов — повторить гимнастику желательно не менее 2 раз в день.

Упражнения можно включать в утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, прогулку. Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения. 

Источник: http://dddeti.ru/razvitie-rechi/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-malyshei.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть